МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское

Среда, 22.11.2017, 08:14

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Компьютерная зависимость

Л.В.Нуштаева                                                                                                            Педагог-психолог МКОУ «Центр диагностики  и  консультирования МО Алапаевское»   

  Формирование  компьютерной  аддикции  как  одного  из  видов  адаптационного  нарушения         

Жизнь  современного школьника  невозможно представить без компьютера.  Высокие  требования  к  уровню  современного  образования  предполагают  внедрение  электронных  средств  обучения  уже  в  начальных  классах.         На современном этапе развития общества компьютерные технологии активно применяются не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и как средство развлечения. При взаимодействии с компьютером игровое действие происходит в специфической среде виртуальной реальности, которая особо привлекательна для младших школьников и подростков[ 5 ]. Общение с компьютером для многих из них заменяет традиционный досуг, игры со сверстниками, общение с родителями.        Степень  восприимчивости  и  психологической  устойчивости  у  разных  детей  неодинакова. Роль компьютера оценивается  двояко:  с  одной  стороны,  восхищение  по  поводу  его  возможностей,  с  другой – возмущение  опасным  влиянием  на  психику  ребят,  особенно  в  подростковый  период [ 2 ]. Около  70%  современных  школьников,  отвечая  на  вопрос  о  своих  интересах  и  увлечениях,  упоминают  компьютер,  практически  наравне  с  занятиями  спортом,  прогулками,  общением  с  друзьями.         Компьютерная  игра  является  средством  моделирования  виртуальных  сред,  которые  поддаются  восприятию  и  отражению  человеческой  психикой,  могут  быть  осознаны  и  воспринимаются  как  реальность [3]. Можно  сказать:  ребёнок  экранируется  от  действительности,  погружаясь  в  иной – фантастический,  зачастую  мрачный,  но  притягательный  мир. Игры  разжигают  пагубные  страсти  и  греховные  влечения:  к  властолюбию  и  тщеславию,  наживе  и  нездоровому  азарту,  лжи  и  злым  помыслам.         Маленький  человек,  входя  в  общение  с  монстрами  и  вампирами,  невольно  им  уподобляется,  чем  снимает  защиту  перед  их  нападениями,  а  значит  перед  лицом  болезней,  страхов [ 4 ]. Нарастает  интерес  к  мотивам  смерти,  гибели  всего  живого  на  земле.         Вопрос о влиянии компьютерных игр на формирующуюся личность младшего подростка связан с двумя основными проблемами психолого-педагогического характера. Первая — проблема формирования игровой- компьютерной зависимости подростков (М. Гриффите, К. Янг, Р. Вуд и др.). Этот поведенческий феномен рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любая форма поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности младшего подростка и его социальной адаптации [ 6 ]. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростка, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Возникают проблемы в общении с окружающими людьми, прежде всего с членами семьи. В настоящее время психологи, педагоги и родители сталкиваются с этой проблемой ежедневно и остро нуждаются в эффективных инструментах её разрешения            Вторая проблема — негативное влияние на младших подростков игр агрессивного содержания, отражающих примитивный уровень игровой культуры, распространенный в современном обществе.    Очень сильно выражено негативное влияние компьютерной зависимости на всевозможные социальные качества человека, такие как дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания [ 6 ]. При ярко выраженной компьютерной зависимости наблюдается колоссальная деградация всех социальных связей личности, появляется так называемая социальная дезадаптация личности, которая достаточно часто развивается у детей и подростков, проводящих очень много времени за компьютерными играми и в сети Интернет. Всесторонняя деградация социальных связей, в данном случае развивается по причине вытеснения объективной реальности, виртуальной. На этом фоне социальной дезадаптации и углубления в "другой мир" есть возможность проявления избыточной агрессивности, часто с выражением антисоциального настроя личности.        Человек, который страдает от компьютерной зависимости, обычно, уделяет меньше внимания работе и исполнению разного рода социальных функции. Данный факт, может стать основной причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном уровне. Неряшливый вид и наглядная отчужденность "компьютерщика" делает его непривлекательным для общества, что собственно, в свою очередь максимально усугубляет, провоцирует конфликт между обществом и человеком.             Называют много отрицательных последствий от появления в нашей жизни компьютеров: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общению.         Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь" - имеется в виду компьютерная мышь.         Фиксированная  поза  тела,  которая  фактически  не  меняется  во время  работы  за  компьютером, вызывает  следующие  нарушения:   - нагрузка  на  зрение, - заболевания  кистевых  суставов, - затруднённое  дыхание, - остеохондроз.       Общими  чертами  компьютерной  зависимости  является  характерный  ряд  психических  и  физических  симптомов,  тесно  связанных  между  собой. Признаки компьютерной зависимости:  - когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок         демонстрирует острый эмоциональный ротест; -  ребенок раздражается при вынужденном отвлечении; -  ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;  - ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;  - ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;  - у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;  - чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;  - прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;  - ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;  - ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;  - нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру[ 5 ].      Компьютерная  болезнь – это  недуг,  который  формируется  постепенно. Факты, которые должны насторожить родителей: -ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера; -ребенок начал проводить ночи за компьютером; -ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за     компьютером; -как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру; -ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось); -ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; -ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере [ 5 ].     Что можно посоветовать родителям, которые озабочены чрезмерным увлечением своих детей компьютерными играми и Интернетом?  Рекомендаци  родителям: -стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки. -не оскорбляйте ребенка и его круг общения. -будьте другом и помощником своему ребенку. -сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах. -не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. -если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её. -всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами. -категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном. -необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого. -необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. -следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры. -не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить [ 5 ].         Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы  ребёнка.                                                                              

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    

 1.  Иванов М.С., Авилов Г.М. Психологическая  характеристика  ролевой  компьютерной  игры  как  особого  вида  деятельности [Текст]  // Сибирская  психология  сегодня. – Кемерово, 2002.         2.  Кузнецова О. Компьютеромания [Текст] // Здоровье  детей. – 2009. - №4. –С. 7-11.           3. Могилёва В.Н. Психофизиологические  особенности  детей  младшего  школьного  возраста  и  их  учёт  в  работе  с  компьютером: учеб. пособие  для  студ.сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.              4.  Некрасова Г. Незаменимый помощник или?.. [Текст] // Здоровье  детей. – 2010. - №6. –С. 38-42.  5. Голованова И.А. Увлечение компьютером: беда  или  благо?  [Текст] // http//www/spf.kemsu.ru/portal/psy2002/1.6/shtml. 6. Иванов М.С., Авилов Г.М.  Ролевая   компьютерная   игра           как  особый  вид  деятельности [Текст] // http//www/spf.kemsu.ru/portal/psy2002/1.6/shtml.    

Категория: Мои статьи | Добавил: центр (06.04.2012)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [16]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск