МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское

Среда, 13.12.2017, 14:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы психолога | Регистрация | Вход

Признаки психического неблагополучия ребенка
 
        Данные признаки помогут выявить нарушения в развитии ребенка уже в раннем дошкольном возрасте. наличие хотя бы одного признака указывает на необходимость обращения к специалистам. Более глубокое обследование позволит оказать своевременную психолого-педагогическую помощь                                                                                                     Основные проблемы в развитии ребенка:                                                                                                 1. Проблемы в общении.
          2. Проблемы в поведении.
          3. Проблемы в продуктивной и познавательной деятельности.
 
Внешний вид Поведение Особенности продуктивной деятельности
  • Невыразительное маскообразное, неподвижное лицо.
  • Позы застывшие, скованные,         однообразные.
  • Блуждающий взор (не смотрит в глаза,     не сосредоточенный взгляд.
  • Слюнотечение, высовывающийся язык.
  • Косоглазие, расщелины губы, нёба и т.д.
  • руки прижаты к корпусу, пальцы   напряжены или сжаты в кулаки.
  • Походка на цыпочках, неуверенная,   вялая, спотыкающаяся или как у манекена.
  • Гримасничанье.
  • Жестикуляция вялая, бедная, невыразительная.
  • Втянутая в плечи голова, приподнятые плечи или                  одно выше другого.
  • Непоседливость, перебирание в руках предметов, их разбрасывание, беготня, хватание, лазание (высокая двигательная активность).
  • Непродуктивность, бесцельность движений, неумение сосредоточиться на чем-либо.
  • Ступор, автоматическая подчиняемость, заторможенность.
  • Грызет ногти, сосет палец, дергает плечом, рукой, часто моргает, играет какой-либо частью тела.
  • Легко пугается (боится темноты, фантастических предметов, одиночества, животных, чужих людей, шума). Боится за свое здоровье.
  • Недержание мочи, стула (днем и ночью).
  • Не общается с другими людьми, живет в своем мире.

 

  • Не понимает, не принимает инструкцию, задания, игры, упражнения.
  • Не понимает цель задания, не стремится его выполнить.
  • Действует неадекватно, хаотично.
  • Не стремится к сотрудничеству со взрослым.
  • Безразличен к результату своей деятельности.

 

 

 

 

 

    
 
 
Детям нужно помогать.
 
Более десяти лет работает в нашем Центре работает группа "Развитие" для детей в возрасте 5-7 лет. 
 
         И каждый год в группе обучаются один-два ребенка с двигательной растоможенностью. особенности таких детей индивидуальны, но чаще всего бывает так, что начинается сопровождение под партой или на диване: "Ты, Сашенька, как мишка, да? В берлогу спрятался А назови мне, каких еще животных знаешь? А медведь чем питается?" Постепенно с помощью занятий педагога, психолога, помощи невролога ребенок начинает привыкать к режиму группы, но чаще всего к семи годам он не садится за парту, устает, уходит отдыхать на диван (это позволяется), и родителям таких детей мы рекомендуем отдавать ребенка в школу в восемь лет, зная, что к десяти годам расторможенность снижается.
         В последнее время заметно увеличивается количество детей с признаками двигательной расторможенности. Сегодня в каждом классе общеобразовательной школы есть ребенок (иногда два и более), имеющий нестандартное поведение. зачастую такое поведение вызвано не дурными задатками или плохим воспитанием, как считают окружающие, а "синдромом гиперактивности".
         Основная проблема детей с двигательной расторможенностью в том, что им не сидится на месте, они не могут сосредоточиться при восприятии информации на слух, отвлекаются сами и отвлекают других. начав дело, быстро его бросают и хватаются за другое. Они часто дерутся, невзначай или в знак протеста ломают предметы. У таких детей наблюдается быстрая смена настроения. Создается впечатление, что они не признают доступные для детского сознания правила поведения в обществе. Эти дети с трудом адаптируются в коллективе. Их стремление к лидерству не поддерживается сверстниками. В результате многие дети с проблемным поведением, выраженным в двигательной расторможенности, попадают в разряд трудновоспитуемых иине получают нужной помощи.
         Знание того, что за поведением ребенка стоит не злая воля, а состояние здоровья, имеющее определенные физиологические объяснения, связанные с работой мозга, центральной нервной системы, позволяет взрослым, ответственным за ребенка, не испытывать чувства вины за свои ошибки, а конструктивно действовать, помогая ему. Тем более что должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. При нормальном образе жизни работа мозга ребенка полностью нормализуется к пятому-шестому классу.
          Во многих странах мира отработаны стратегии лечения и сопровождения таких  детй. В нашей стране обучение детей с "синдромом гиперактивности" является большой проблемой еще и потому, что некоторые родители настороженно относятся к пролечиванию ребенка у невролога, да и к словам психолога, что ребенок особый и ему нужно помогать, утверждая, что и сами были такими же, да выучились. Большинство педагогов же предпочитают не учитывать характерные особенности этих детей при проведении уроков, считая, что ученики просто ленятся.
            А выстроить систему общения с детьми, страдающими двигательной расторможенностью, непросто. Для построения учебного процесса с ними необходимо понимать, что характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает пять-пятнадцать минут, а затем три-семь минуты накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок "выпадает" из процесса и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить о них. Чтобы оставаться в сознанинии, таким ученикам нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть головой, двигаться, крутиться. если голова и тело будут неподвижны, снизится уровень активности мозга. такому ребенку рекомендуется щадящий режим, минимальное количество детей в классе (не более 12), меньшая продолжительность занятий (30 минут), место на первой парте (контакт глаз учителя и ученика улучшает концентрацию внимания).
            Насколько успешен в учебе этот особый ребенок, во многом зависит от родителей. С чего начать и что нужно учесть, чтобы помочь ему? 
            Удостовертесь, что вы имеете дело именно с "синдромом гиперактивности". Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Найдите знающего специалиста (школьный психолог, психиатр, педиатр), который работал с данной проблемой, наблюдал таких детей. Убедитесь в том, что педагоги работают вместе с вами. решайте проблему сообща.
            Помните, что эти дети нуждаются в систематизации. Им нужна организация извне, от взрослого. Составляйте списки, режимы дня. Ребенку необходимо напоминание, предварение, направление, границы.
           Определите правила. Обговорите с ребенком основные правила поведения дома и в школе. запишите их на видном месте. Малыш должен точно знать, что от него требуется. Повторяйте указания.Записывайте, проговаривайте их. Детям с гиперактивностью нужно слышать одно и то же больше одного раза.
          Поддерживайте постоянный контакт глаз. Так вы можете одним взглядом вернуть ребенка к реальности. Делайте это чаще. Взгляд может успокоить.
          Установите границы. Это не наказание. Граница сдерживает и успокаивает. выполняйте это последовательно, уверенно и просто. Если ребенок делает что-то недостустимое, сразу его остановите и скажите, что его поведение неприемлемо.Не вступайте в сложные дискуссии, они только отвлекают. Четко дайте понять, где баловство граничит с плохим поведением.
          Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешите выйти на короткое время из комнаты, если это поможет прийти в себя. так он научится самоконтролю саморегуляции.
         разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важных методов обучения таких детей. Упрощайте указания. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет.
         Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит память. И тогда ваш ребенок обязательно изменится, станет уверенным, успешным, найдет свое место в жизни, займет достойную нишу в обществе и будет вашей гордостью.
                                                                        Н.В. Госькова , педагог-психолог высшей категории
 
 
 

Как развивать внимание?

Рекомендации для родителей

 

Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т.п.) в количестве 10 – 15 штук раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность – пожалуйста, просим к столу!» игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?» за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко, а за ошибку вычитается.

 

Игра «Маленький жук». Развивает внимание и восприятие пространства. Взрослый: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо – вниз, 3 клетки влево и т.д.

Игра-упражнение «Топ-хлоп». Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное – топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона – перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Игра «Пуговица». Играют 2 человека. Перед ребенком располагаются два одинаковых набора пуговиц, пуговицы не повторяется. У каждого есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающий выставляет на своем поле 3 пуговицы. Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, а затем по памяти расположить точно также. Количество клеток и пуговиц постепенно увеличивается.

Упражнение на распределение внимания. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

Упражнение на распределение внимания 2. Похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой – кружки, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка – нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

Упражнение на распределение внимания 3. Ребенку предлагают вычеркивать в тексте 1 или 2 буквы (цифры, символы) и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв (цифр, символов) пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Упражнение «Найди слова». Это упражнение для детей умеющих читать. Ребенку дается задание в бессмысленном наборе букв отыскать, спрятавшиеся слова. Требуется найти их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут.

Пример задания:

      ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГНЖРЛ

РАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧ

УЪЩМОЖБПРТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧАСМЕТЛ

АОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖВАТАЛВНОСТУВРОЖХЪКЕЛ

 

Игра «Ищи безостановочно». В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).

Игра «Шифровка». Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Инструкция: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы». По мере овладения заданием правила усложняются:

~      Меняются отыскиваемые буквы;

~      По-разному зачеркиваются;

~      Одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

~      На одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

 
Педагог-психолог 1 категории Пынтикова А.В.
 
 
 
Четыре заповеди мудрого родителя.
 
 
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: "Вот Даша в 4 года уже читает, а ты7!" или "Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты - тюфяк-тюфяком"). Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, "сечет" в компьютере. наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что "Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке", происходит в присутсивии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем -  лучше все равно что-нибудь скажите. Например: "А мой Петька плеваться дальше всех умеет" И пусть все смотрят на Вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: "Вот, я старалась, а ты...", "Я вот лежу, болею, а ты...", "Я тебя растила, а ты ...". Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. знаете, что отвечают на подобные фразы 99% детей?" "А тебя рожать меня не просил!".
4. Избегание свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его сместа проишествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свиделей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать ребенка к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.
 
 
 
Госькова Н.В. - педагог-психологвысшей категории  (по мотивам статьи писателя Захара Прилепина)
 
 

Монолог отца

Расскажу о том, какой тип воспитания мы пытаемся создать в нашей семье, хотя, по сути, у нас с женой совершенно разные подходы к общению с детьми. Она находится с ними в непрерывном контакте, постоянно разговаривает, пребывает в курсе всех их проблем. Я же унаследовал от своих родителей совершенно другой вид поведения.  Не смотря на то, что я рос, слава богу, в полной семье, помню, что мой отец никогда в жизни со мной не разговаривал. То есть вот так, когда отец сажает сына напротив и говорит: «Ну вот, сынок, слушай, сейчас я расскажу тебе самую последнюю правду». Никогда в жизни у меня этого не было. А когда я вырос и возмужал, то понял, что может быть, это самое важное. И , наверное, так и должно быть. Потому что одна из самых трудных проблем для ребенка – разница между словами, которые говорят родители, и их собственным поведением.
Зачастую, приходя на родительские собрания,   угадываю родителей по виду одноклассников сына. Причем, не только по внешним данным, но и по модели поведения. Так вот, когда такие родители начинают возмущаться, что их дети, к примеру, не читают, я вижу, что они сами ничего не читали, не то, что с восьмого класса, а, наверное, вообще никогда. Все, что происходит в семьях, сама модель поведения отца или матери – и есть идеальная структура для возникновения нового человека.
Я абсолютно убежден: дети рождены для того, чтобы у них было двое родителей. И чтобы родители, претерпевая трудности, вырастили их до какого-то возраста. И дали им всю гамму необходимых ощущений. Это обязательно! Детей нужно целовать, детей нужно обнимать, детей нужно к сердцу прижимать. И необходимо дать ощущение полной защищенности и вовлеченности в семью. А уж потом… можно восемь раз еще жениться и выходить замуж. Времени хватит.
Также очень важное при воспитании ребенка, считаю я, постоянная занятость. Дети, которые принадлежат компьютеру, телевизору и не принадлежат родителям – новые маугли. В 90-е годы таких детей выросло целое поколение. Исчез Советский Союз, их родители потеряли  восьмичасовой рабочий день и  теперь они с утра до вечера на службе, а в немногие свободные часы любому человеку, даже взрослому, даже родителю хочется отдохнуть. Подросток чем-то занят в своей комнате, сидит в Интернете, а родителям, собственно и хорошо.
Ребенку нужно придумывать бесконечное количество самых разных занятий. Его сначала нужно научить пользоваться самим собой, а уж потом предоставлять компьютер и т.д.
Мои деды жили в двух разных деревнях. При этом все время, пока были живы мои деды, я наблюдал, как они работали. И там, и там было огромное хозяйство. Деревенская жизнь не предполагает никаких выходных, потому что животные их не признают. Таким образом , модель дисциплинарного поведения моих родителей и дедов была заложена мне с малолетства.
И с тех пор, когда в моей семье появились дети, чтобы   ни происходило, всегда мы, отец и мать, поднимались в шесть ура и приступали к своим родительским обязанностям: покормить детей, отвести в детский сад, школу. А потом уже идти на работу, потому что дети каждый день хотят есть, хотят мандарины, хотят игрушки. Дети в этом смысле – лучшая школа жизни, лучший самоучитель по человеческой ответственности. С другой стороны, если ты эту модель жизни постоянно воспроизводишь, прокручиваешь на глазах ребятишек, то они ее и унаследуют.
Все важное, что необходимо ребенку, ему могут и должны дать родители. Я сам к этому постоянно стремлюсь. Периодически я увожу своих четверых детей в деревню, где помимо нас живут еще три семьи, и нет ни телевидения, ни Интернета, ни мобильной связи. Когда возвращаемся в город, все  идут в свои секции, прекрасно со всеми общаются. И я вижу, что никаких проблем у них с этим нет. Обобщаю: ребенок, который слышал родителей и сам был слышим родителями. Ребенок, который с детства привык к тому, что у него может быть очень много самых разных, удивительных, полезных и увлекательных занятий. Ребенок, который унаследовал достойную модель поведения, данную родителями. И наконец, ребенок, у родителей которого слова не расходятся с делом, меньше склонен к тому, чтобы пасть «во все тяжкие».
Семья и семейное счастье – это безусловно не дар. Это труд, но такой труд, который имеет шансы быть вознагражденным.
 

 

Рекомендации педагогу по  проблеме  социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как  к   другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а  не с другими детьми.

4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

              Приемы:

Снятие страха - «Успокойся,  всё  хорошо...»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

Авансирование - «У тебя получится...», «Ты  сможешь»

Говорите  это  искренно  и  уверенно

Усиление  мотива – «Нам  это  нужно  для…»

Высока  оценка  детали- «Вот  эта  часть  у  тебя  получилась  замечательно…»

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

  Приемы:

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным  явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых  в  прошлом  успехах.

Дайте  ребёнку  возможность  делать  выбор  решать  самому,  высказывать  свою  точку  зрения.

 

Индивидуальный подход предусматривает:

  •   проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ;
  • учёт психофизических, личностных особенностей;
  • опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
  •  смена видов деятельности каждые 10–15 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
  • соблюдение принципа «от простого к сложному»;
  •  переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
  •  поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ
требования к занятию с  детьми ОВЗ:

1. воздействие на все органы чувств;

2. разнообразные виды деятельности;

3. обращение к опыту ребенка;

4. комфортные условия на занятии;

5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. содружество педагога;

7. задания малыми дозами;

8. игра;

9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

                                                                                   Педагог-психолог Нуштаева Л.В.

 

Педагог-психолог Пынтикова А.В. Десять заповедей для мам и пап будущего первоклассника

Педагог-психолог Нуштаева Л.В. Родителям и педагогам о насилии

 

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031