МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское

Пятница, 18.08.2017, 06:04

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы логопеда | Регистрация | Вход

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками.
 
        Общие методические рекомендации:
 
  • покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
  • систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
  • занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
  • не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
  • не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;
  • соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
  • не предлагайте  на первом этапе для выпонения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
  • вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
  • постепенно усложняйте  требования к речи ребенка;
  • учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
  • совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
  • помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в корректной работе;
  • не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
  • не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
  • работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);
  • верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

 

 

Симптомы речевых нарушений и повод родителей обратиться к специалистам:

 До 1 года

 ·    отсутствие гуления в 3 месяца (агу,  угу…);         

·    нет комплекса оживления к 4 месяцам (реакция на общение со взрослым);

·    отсутствие лепета  и звукокомплексов

    с 6-до 8 месяцев (ма, ба. па, ня-ня,  дя-дя) (консультация невролога) 

 От 1 до 2 лет

 ·     если в возрасте 1г6мес.  у ребенка нет   простых слов: мама, папа, дай, баба и др.;

·    ребенок не выполняет простейшие просьбы: иди сюда, подними игрушку, сядь;          

·    если ребенок имеет трудности при жевании и глотании,  постоянно давится, обильное слюнотечение (исключить период прорезывания зубов).

 С 2 до 3 лет

 ·    если в 2 года ребенок не может     повторить за взрослым слова;

·   отсутствие предложений (ребенок произносит только отдельные слова);

·   если в 2.5 года использует не более   20 слов;

·   не знает и не понимает названия    предметов, не показывает части тела;

·   не может составить фразу из 3 слов;

·   если ребенок постоянно держит рот открытым (исключить насморк, наличие аденоидов).

С 3 до 4 лет

 ·   в 3 года говорит непонятно и его не   понимает даже мама;

·   не говорит простыми предложениями из 2—3 слов;;

·   не понимает простых объяснений;

·   речь неосознанная, с частым повтором одних и тех же слов;

·   если ребенок в 3 года не произносит  свистящие звуки (С, З, Ц).

  С 4 до 5 лет

 ·    в 4 года в речи отсутствуют шипящие   звуки (Ш, Ж, Ч, Щ);

·    если ребенок не интересуется   книжками (иллюстрациями; не любит слушать чтение);

·    если ребенок не различает    единственное и множественное число;

    женский и  мужской род (Мама пошел в  магазин. Веселый мальчики).

·    не запоминает, не может рассказать небольшое стихотворение, сказку.

5 – 6 лет

 ·    если в 5 лет ребенок не произносит звуки: к, г, х, с, з, ц, ш, ж ,ч, щ, л, р;

·    если смешивает звуки в речи (в одном случае говорит «сапка», а в другом – шапка);

·   если в речи много уменьшительно-ласкательных слов;

·   при составлении предложения неправильно согласовывает слова (Дети лепят снеговик. Девочка нарисовала петух);

·    не играет в ролевые игры;

·    не может рассказать стихотворение, пересказать сказку, рассказ.

Группы риска детей 6—7 лет в овладении письмом и чтением:

 ·       Если ребенок имеет нарушения    звукопроизношения.

·       Если при произнесении слов ребенок пропускает звуки, слоги или меняет их местами.

        Если ребенок не может последовательно выделять звуки в слове (дом; 1 звук – д, 2 – о, 3 – м).

      Если ребенок не может изменять слова по      числам, родам, падежам (стул – стулья, мальчик  веселый –девочка веселая),    не умеет правильно употреблять предлоги.

     Если ребенок не может образовывать новые слова (кораблик из бумаги – бумажный, салат из капусты – капустный).

     Если у ребенка бедный словарный запас, он не может грамматически правильно оформить своё высказывание  (пересказать сказку, составить рассказ по картинке  или из личного опыта

         Если ребенок не ориентируется на листе бумаге, не может выполнять узоры по клеточкам.

      Если ребенок 5—6 лет имеет речевые нарушения, то в дальнейшем это приведет к трудностям не только в общении, но и в усвоении учебных навыков (письма и чтения).

Своевременное обращение к специалистам   обеспечит  квалифицированную   помощь в устранении речевых дефектов.

 

 Учитель-логопед Золова Л.К., учитель-дефектолог Глазырина Е.В.

                                   Рекомендации родителям,

                  имеющим  детей с задержкой речевого развития (ЗРР).

1. Развитие импрессивной речи (понимание).

2. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, игры в сухом бассейне).

3. Массаж речевых зон: языка, губ, речевых точек.

4. Выполнение артикуляционной гимнастики.

5. Развитие целенаправленной воздушной струи.

6. Логоритмика: развивающий диск Е. Железновой.

7. Развитие слухового восприятия и чувства ритма:  игры с музыкальными инструментами (барабан, металлофон, бубен и др.).

8. Развитие экспрессивной речи (самостоятельной):

  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса («Ищем игрушку», показываем части тела  у взрослого и у ребёнка, рассматривание фотографий, Что это? Что там?
  • занятия по альбому Батяевой С. В. (уточнение произношения звуков раннего онтогенеза – а, у, и, о, м, п, б, к, г, т, д, н);
  • речь с движением по методике Крупенчук О. И;
  • чтение детских стихов, стихов с договариванием;
  • сказок А. Барто, И. Токмаковой, В. Берестова,  Н. Асеева и др.; 
  • заучивание стихов («Наша Таня», «Зайка», «Мишка косолапый» и др.).​                                                                     

  9. Составление фотоальбома

 10. Ведение тетради наблюдений.

  11. Проявлять настойчивость, чтобы сформировать достаточный уровень мотивации к речевому общению.

  12. Развитие сенсорной базы (цвет, форма, величина).

  13. Консультация специалистов: детская поликлиника (невролог, ЛОР, педиатр, стоматолог); НПЦ «Бонум».

 

 

Учитель-логопед Золова Л.К., учитель-дефектолог Глазырина Е.В.

Рекомендации  родителям по развитию речи детей 2-3 лет

1. Больше говорите с ребёнком. Озвучивайте все действия (кормление, купание, одевание, раздевание, сборы на прогулку), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно, повторяя одни и те же слова по несколько раз, меняя интонации, силу голоса. Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, это пылесос и др.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку. Где ножка? Принеси зайку. Подай шапку. Покажи, где мячик  и др.

     Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять репертуар.

5. Почаще рассказывайте, читайте первые сказки, стихи с доступным  содержанием и большим количеством иллюстраций, останавливаясь на каждом рисунке и подробно выясняя все детали изображённых предметов.   Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

6. Играйте с детьми, вызывая желание подражать взрослому (Прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту. Холодно – бррр. Кормим  кукол-ням-ням. др.)

7. Рассматривайте картинки, окружающие предметы, животных, птиц, сопровождая звукоподражанием (Крик гусей – га-га-га. Лай собаки-гав-гав-гав. Гудение машины-у-у-у. Мычание коровы-му-му-му и др.), настойчиво предлагая повторять.

8. Побуждайте малыша к произношению слов. Взрослые не должны давать ребёнку просимое им, пока он не скажет: (Дай!).

9. Для улучшения речи малыша полезно ежедневно делать упражнения для развития речевых органов:

           1) киска пьёт молоко – облизывай верхнюю губку (3-5 раз);

           2) лошадка цокает копытцами – щелкай язычком;

           3) киску дразним – узкий язык высунуть изо рта и убрать (3- 5 раз):

           4) открой ротик и почисти верхние зубки.

10. Массаж языка: зубной щёткой, пальчиками через носовой платок.

11. Полезны игры с пальчиками:

         1) лепите со своим крохой из пластилина,

         2) учите застёгивать  и расстёгивать пуговицы,

         3) играйте в мозаику,

         4) выкладывайте фигурки, узоры из фасоли, гороха.

        Предлагайте разложить в разные кружечки семена арбуза, бобов, которые вы перемешали в большой чашке и др.

12. Купите малышу краски для рисования.

 

 

Учитель-логопед Золова Л.К.

       Памятка для родителей

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить».

Уважаемые родители!

     Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться  к звуковой « одежде» слов, оценивать собственное произношение.  Помните, ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как  в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических  занятиях навыков.

1. «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок  говорит «стоп, если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал  ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 2. «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с  закрепляемым звуком.  Кто найдёт  больше предметов, тот и победил.

3. «Угадай-ка». Предложите угадать детям разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания  и правильного произнесения слова.

4.«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением  и попросите ребёнка исправить ошибку.

5. «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное  задание можно предложить  при рассматривании иллюстрации в книге.

 6.«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребёнком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

7.«Мы – артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку  или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть  дольше обычного.

 8.«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы,  которые он произносит без ошибок.

 9.«Поход в магазин». Договоритесь с ребёнком « сходить  магазин с закрепляемым звуком». Пусть он постарается увидеть (найти глазами) в магазине как можно больше продуктов (предметов),в названиях которых присутствует этот звук, назовёт их. По возможности научите ребёнка употребить слова со звуком или помогите составить предложение с этими словами.

 10.«Вместе весело поём». Включите знакомую мелодию из детских песенок и под музыку с различными движениями пойте вместе чистоговорки на закреплямый звук, например, «Вместе весело шагать по просторам…» и др. Можно просто напевать заучиваемые стишки (со звуком Р, Л,Ш, Ж, С,З) на какую-либо мелодию, но лучше будет всё-таки сопровождать пение дирижированием, отхлопыванием , отстукиванием, приплясыванием ребёнка и т.д. (по вашему желанию). Включите Вашу фантазию.

      Успехов Вам в овладении красивой речью!

 

Памятка для родителей "Ваш ребенок - выпускник"

 

 

 

 

 

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031