МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское

Среда, 13.12.2017, 14:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы логопеда | Регистрация | Вход

Читайте и учитесь.

       Мы живем в то время, когда чтение книг в семье, где есть маленький ребенок, стремительно теряет свои позиции. К сожалению, в некоторых семьях вообще не читают книги, заменяя их мультфильмами, телевизионными передачами. Многие родители считают, что в современном мире информационных технологий без книги можно обойтись. Но они заблуждаются, так как детская книга несет в себе гораздо больше, чем просто информация. К двум годам у детей бурно развивается речь, и поэтому он может легко воспринимать короткие рассказики и сказки, рифмованные стихи. Все это ускорит развитие речи малыша.

      Большую радость принесет чтение ребенку, когда занятые родители, наконец-то, отвлеклись от своих забот, усадили его рядом и начали читать что-нибудь интересное. В этот момент устанавливается эмоциональное общение между близкими людьми, которого так часто не хватает ребенку.

      Чтение будет полезным тогда, когда малыш не только слушает взрослого, но и рассматривает, узнает красочные картинки, отвечает на вопросы по прочитанному, стремится выполнять различные действия, подражая героям. А затем активно начинает проявлять желание повторять и договаривать за взрослым слова, фразы из текста. Особенно важно, если во время чтения вы будете использовать мимику и жесты, показывая картинки и глядя в глаза ребенку, при этом делая паузы перед словами. Заниматься с увлечением малыш будет тогда, когда взрослый в это время будет его гладить, обнимать, целовать и хвалить. Все это вовлечет ребенка в процесс чтения.

      Ежедневное чтение помогает узнать ребенку больше об окружающем мире, в котором он живет. А стихотворная форма рассказиков и стишков облегчает запоминание новых слов и ускоряет развитие речи, дети становятся развитыми. Не спешите прочитать книжку за один раз. Читайте понемногу, чтобы ребенок не потерял интерес к книге. Доступные по возрасту произведения желательно повторять много раз, чтобы ребенок освоил их и запомнил наизусть.

       Особенно важно понимать роль чтения родителям, у которых дети имеют задержку в развитии речи. Чем чаще малыш слышит вас, тем быстрее у него будет развиваться желание говорить.

    На книжных полках большое разнообразие детских книг. Чтение известных детских сказок, стихов таких авторов как Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Валентина Берестова, Ирины Асеевой, Самуила Маршака и других авторов обрадует вас, дорогие мамы и папы, хорошими результатами.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился любить книгу, показывайте ему пример!

Учитель логопед Золова Л.К., учитель-дефектолог Глазырина Е.В.

 
Симптомы речевых нарушений и повод родителей обратиться к специалистам:

 До 1 года

 ·    отсутствие гуления в 3 месяца (агу,  угу…);         

·    нет комплекса оживления к 4 месяцам (реакция на общение со взрослым);

·    отсутствие лепета  и звукокомплексов

    с 6-до 8 месяцев (ма, ба. па, ня-ня,  дя-дя) (консультация невролога) 

 От 1 до 2 лет

 ·     если в возрасте 1г6мес.  у ребенка нет   простых слов: мама, папа, дай, баба и др.;

·    ребенок не выполняет простейшие просьбы: иди сюда, подними игрушку, сядь;          

·    если ребенок имеет трудности при жевании и глотании,  постоянно давится, обильное слюнотечение (исключить период прорезывания зубов).

 С 2 до 3 лет

 ·    если в 2 года ребенок не может     повторить за взрослым слова;

·   отсутствие предложений (ребенок произносит только отдельные слова);

·   если в 2.5 года использует не более   20 слов;

·   не знает и не понимает названия    предметов, не показывает части тела;

·   не может составить фразу из 3 слов;

·   если ребенок постоянно держит рот открытым (исключить насморк, наличие аденоидов).

С 3 до 4 лет

 ·   в 3 года говорит непонятно и его не   понимает даже мама;

·   не говорит простыми предложениями из 2—3 слов;;

·   не понимает простых объяснений;

·   речь неосознанная, с частым повтором одних и тех же слов;

·   если ребенок в 3 года не произносит  свистящие звуки (С, З, Ц).

  С 4 до 5 лет

 ·    в 4 года в речи отсутствуют шипящие   звуки (Ш, Ж, Ч, Щ);

·    если ребенок не интересуется   книжками (иллюстрациями; не любит слушать чтение);

·    если ребенок не различает    единственное и множественное число;

    женский и  мужской род (Мама пошел в  магазин. Веселый мальчики).

·    не запоминает, не может рассказать небольшое стихотворение, сказку.

5 – 6 лет

 ·    если в 5 лет ребенок не произносит звуки: к, г, х, с, з, ц, ш, ж ,ч, щ, л, р;

·    если смешивает звуки в речи (в одном случае говорит «сапка», а в другом – шапка);

·   если в речи много уменьшительно-ласкательных слов;

·   при составлении предложения неправильно согласовывает слова (Дети лепят снеговик. Девочка нарисовала петух);

·    не играет в ролевые игры;

·    не может рассказать стихотворение, пересказать сказку, рассказ.

Группы риска детей 6—7 лет в овладении письмом и чтением:

 ·       Если ребенок имеет нарушения    звукопроизношения.

·       Если при произнесении слов ребенок пропускает звуки, слоги или меняет их местами.

        Если ребенок не может последовательно выделять звуки в слове (дом; 1 звук – д, 2 – о, 3 – м).

      Если ребенок не может изменять слова по      числам, родам, падежам (стул – стулья, мальчик  веселый –девочка веселая),    не умеет правильно употреблять предлоги.

     Если ребенок не может образовывать новые слова (кораблик из бумаги – бумажный, салат из капусты – капустный).

     Если у ребенка бедный словарный запас, он не может грамматически правильно оформить своё высказывание  (пересказать сказку, составить рассказ по картинке  или из личного опыта

         Если ребенок не ориентируется на листе бумаге, не может выполнять узоры по клеточкам.

      Если ребенок 5—6 лет имеет речевые нарушения, то в дальнейшем это приведет к трудностям не только в общении, но и в усвоении учебных навыков (письма и чтения).

Своевременное обращение к специалистам   обеспечит  квалифицированную   помощь в устранении речевых дефектов.

 

 Учитель-логопед Золова Л.К., учитель-дефектолог Глазырина Е.В.

                                   Рекомендации родителям,

                  имеющим  детей с задержкой речевого развития (ЗРР).

1. Развитие импрессивной речи (понимание).

2. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, игры в сухом бассейне).

3. Массаж речевых зон: языка, губ, речевых точек.

4. Выполнение артикуляционной гимнастики.

5. Развитие целенаправленной воздушной струи.

6. Логоритмика: развивающий диск Е. Железновой.

7. Развитие слухового восприятия и чувства ритма:  игры с музыкальными инструментами (барабан, металлофон, бубен и др.).

8. Развитие экспрессивной речи (самостоятельной):

  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса («Ищем игрушку», показываем части тела  у взрослого и у ребёнка, рассматривание фотографий, Что это? Что там?
  • занятия по альбому Батяевой С. В. (уточнение произношения звуков раннего онтогенеза – а, у, и, о, м, п, б, к, г, т, д, н);
  • речь с движением по методике Крупенчук О. И;
  • чтение детских стихов, стихов с договариванием;
  • сказок А. Барто, И. Токмаковой, В. Берестова,  Н. Асеева и др.; 
  • заучивание стихов («Наша Таня», «Зайка», «Мишка косолапый» и др.).​                                                                     

  9. Составление фотоальбома

 10. Ведение тетради наблюдений.

  11. Проявлять настойчивость, чтобы сформировать достаточный уровень мотивации к речевому общению.

  12. Развитие сенсорной базы (цвет, форма, величина).

  13. Консультация специалистов: детская поликлиника (невролог, ЛОР, педиатр, стоматолог); НПЦ «Бонум».

 

 

Учитель-логопед Золова Л.К., учитель-дефектолог Глазырина Е.В.

Рекомендации  родителям по развитию речи детей 2-3 лет

1. Больше говорите с ребёнком. Озвучивайте все действия (кормление, купание, одевание, раздевание, сборы на прогулку), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно, повторяя одни и те же слова по несколько раз, меняя интонации, силу голоса. Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, это пылесос и др.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку. Где ножка? Принеси зайку. Подай шапку. Покажи, где мячик  и др.

     Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять репертуар.

5. Почаще рассказывайте, читайте первые сказки, стихи с доступным  содержанием и большим количеством иллюстраций, останавливаясь на каждом рисунке и подробно выясняя все детали изображённых предметов.   Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

6. Играйте с детьми, вызывая желание подражать взрослому (Прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту. Холодно – бррр. Кормим  кукол-ням-ням. др.)

7. Рассматривайте картинки, окружающие предметы, животных, птиц, сопровождая звукоподражанием (Крик гусей – га-га-га. Лай собаки-гав-гав-гав. Гудение машины-у-у-у. Мычание коровы-му-му-му и др.), настойчиво предлагая повторять.

8. Побуждайте малыша к произношению слов. Взрослые не должны давать ребёнку просимое им, пока он не скажет: (Дай!).

9. Для улучшения речи малыша полезно ежедневно делать упражнения для развития речевых органов:

           1) киска пьёт молоко – облизывай верхнюю губку (3-5 раз);

           2) лошадка цокает копытцами – щелкай язычком;

           3) киску дразним – узкий язык высунуть изо рта и убрать (3- 5 раз):

           4) открой ротик и почисти верхние зубки.

10. Массаж языка: зубной щёткой, пальчиками через носовой платок.

11. Полезны игры с пальчиками:

         1) лепите со своим крохой из пластилина,

         2) учите застёгивать  и расстёгивать пуговицы,

         3) играйте в мозаику,

         4) выкладывайте фигурки, узоры из фасоли, гороха.

        Предлагайте разложить в разные кружечки семена арбуза, бобов, которые вы перемешали в большой чашке и др.

12. Купите малышу краски для рисования.

 

 

Учитель-логопед Золова Л.К.

       Памятка для родителей

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить».

Уважаемые родители!

     Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться  к звуковой « одежде» слов, оценивать собственное произношение.  Помните, ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как  в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических  занятиях навыков.

1. «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок  говорит «стоп, если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал  ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 2. «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с  закрепляемым звуком.  Кто найдёт  больше предметов, тот и победил.

3. «Угадай-ка». Предложите угадать детям разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания  и правильного произнесения слова.

4.«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением  и попросите ребёнка исправить ошибку.

5. «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное  задание можно предложить  при рассматривании иллюстрации в книге.

 6.«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребёнком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

7.«Мы – артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку  или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть  дольше обычного.

 8.«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы,  которые он произносит без ошибок.

 9.«Поход в магазин». Договоритесь с ребёнком « сходить  магазин с закрепляемым звуком». Пусть он постарается увидеть (найти глазами) в магазине как можно больше продуктов (предметов),в названиях которых присутствует этот звук, назовёт их. По возможности научите ребёнка употребить слова со звуком или помогите составить предложение с этими словами.

 10.«Вместе весело поём». Включите знакомую мелодию из детских песенок и под музыку с различными движениями пойте вместе чистоговорки на закреплямый звук, например, «Вместе весело шагать по просторам…» и др. Можно просто напевать заучиваемые стишки (со звуком Р, Л,Ш, Ж, С,З) на какую-либо мелодию, но лучше будет всё-таки сопровождать пение дирижированием, отхлопыванием , отстукиванием, приплясыванием ребёнка и т.д. (по вашему желанию). Включите Вашу фантазию.

      Успехов Вам в овладении красивой речью!

 

Памятка для родителей "Ваш ребенок - выпускник"

Рекомендации логопеда  родителям и коллегам для устранения речевых нарушений. Учитель-логопед Золова Л.К.

 

 

 

 

 

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031